Морские узлы

Мы, как жители современных мегаполисов, практически не знаем узлов. «Бантик» на шнурках ботинка или узел на галстуке (ну, может быть два-три) — вот вобщем-то и все. В городе это не страшно, хотя иногда и неудобно. А в лесу, на рыбалке, или тем более в море, этот навык становится жизненно необходимым. Там плохо завязанный узел может стоить крючка, ужина, сорванного паруса или и вовсе унесенной ветром яхты, если вы умудрились ее плохо пришвартовать к пристани. Да и в быту знание узлов может всегда пригодиться: приделать веревочную ручку неудобному свертку, туго обжать протекающий шланг, надежно закрепить груз на багажнике машины.

Словом, понятно, что умение вязать узлы — нужно каждому, а моряку или яхтсмену в особенности. К тому же это просто навык, который любой желающий может освоить, развить и использовать. На сегодняшний день морских узлов существует больше сотни, но мы здесь выделили 10 наиболее часто встречающихся и необходимых в морской практике.

 

Прямой узел

Применение:

Прямой узел

Во времена парусного флота, прямой узел применялся прежде всего для взятия рифов. Узел вяжут только если канаты одинаковой толщины и выделки.

Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге!

Этот узел «ползет» и опасен, когда намокнет. После завязывания узла, каждый его ходовой конец нужно прихватывать линем к коренному концу. Он применим для таких целей, как, например, привязывания верхней шкаторины паруса к гафелю, к рею и пр.

Под нагрузкой, прямой узел имеет свойство сильно затягиваться. Оданко, обладая некоторыми навыками, его все ж достаточно просто развязать. Для этого нужно резко и сильно дернуть в разные стороны коренной и ходовой конец одного из канатов. Весь секрет заключается в том, что при рывке концов в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачивает все свои свойства. Следует помнить, что, с какой силой прямой узел был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов при развязывании.

Выполнение:

Концы связываемых канатов обносят один вокруг другого, загибают во встречных направлениях и связывают как на рисунке.

Примечание:

на рис. г) представлен неправильно завязанный прямой узел.

Примечательно, что в английской морской терминологии прямой узел называется “The Reef Knot” («рифовый узел»). То, что в отечественных справочниках подразумевают под названием “рифовый узел” (см.ниже), во всех пособиях по морской практике на английском языке именуется не просто “The Reef Knot”, a “The Slipped Reef Knot” («скользящий рифовый узел»).


Рифовый узел     / “The Slipped Reef Knot” /

Применение:
Рифовый морской узел

Рифовым узлом (или по английской терминологии «скользящим рифовым узлом») связывают концы риф-сезней при взятии рифов на парусах. Этот узел применяют при закреплении штертов чехлов на судовых шлюпках, компасах, палубных механизмах. Его так же используют при закреплении ходовых концов тросов, связываемых штыками или другими узлами, и в других случаях, когда требуется надежный, но быстро развязываемый узел.

Выполнение:

Рифовый узел завязывают так же, как и прямой, но один из ходовых концов узла вводят в соответствующую петлю сложенным вдвое. Благодаря этому рифовый узел при необходимости можно легко развязать.


Беседочный узел      / «The Bowline Knot» /

Применение:
Беседочный узел

Беседочный узел применяют при креплении предохранительного каната вокруг пояса человека при работах на мачте и за бортом; узел также применяют как спасательный, так как петля беседочного узла не будет затягиваться независимо от величины нагрузки на канат.

Этот узел можно с успехом применить для связывания двух тросов любого диаметра

Например: толстого пенькового троса со стальным (в этом случае тросы соединяются петлями, а узлы вяжутся на своих коренных концах). Из всех способов связывания двух тросов из разнородного материала, соединение с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надежным. Беседочый узел имеет и второе название — «булинь» (The Bowline Knot).

Выполнение.

На канате делают небольших размеров петлю (ее еще называют «колышка»). Конец каната проводят в петлю, обносят вокруг коренной части каната и снова пропускают в эту же петлю, но в обратном направлении.

 


Морской узел «Восьмерка»

Применение.
Восьмерка - варинат 1

Узел чрезвычайно удобно применять для закрепления троса, когда он проходит сквозь отверстие в каком-нибудь предмете, например, в рукоятке веревочного стартера подвесного мотора. Восьмерку завязывают на концах снастей или лопарей, чтобы они не выскальзывали из блоков.

Выполнение
(первый вариант):

На конце каната делают небольших размеров петлю, в которую пропускают обнесенный вокруг каната ходовой конец.

Узел-восьмерка
Выполнение
(второй вариант):

Этот узел отличается от предыдущего тем, что конец пропускаемого в петлю каната обносят вокруг коренной части каната не один, а два раза (двойная «восьмерка»).

 

 


Выбленочный узел

Применение.

Выбленочный узел — один из наиболее надежных, сильно затягивающихся узлов. Его применяют при привязывании выбленок к вантам, для крепления временных оттяжек к стропу при работах с бимсами грузовых люков, при подъеме шлангов для просушивания и во многих других случаях, в особенности при вязании канатов за предметы, имеющие гладкую и ровную поверхность (якоря-кошки, штоки швабр и пр.). Кроме того, выбленочный узел применяют при креплении бросательного конца к швартовному канату. В последнем случае узел дополняется петлей.

Морской выбленочный узел

Применяя выбленочный узел, всегда следует помнить, что он надежен лишь при постоянной тяге на трос или веревку.

Завязываение узла

Морской выбленочный узел
Выполнение.

Ходовой конец каната обносят вокруг предмета, перекрещивают наложенный шлаг, вновь обносят вокруг предмета в первоначальном направлении и подводят под перекрещивающий шлаг. В случае,
когда один из концов предмета, вокруг которого вяжут узел, открыт и доступен, выбленочный узел можно завязать и другим способом: держа канат в руках, делают на нем две колышки, надевают их на предмет и затягивают узел.