Морские бинокли

Бинокль для яхтинга

Бинокль — абсолютно необходимая вещь на борту яхты. Рассмотреть знаки судоходной обстановки, различные береговые ориентиры, вовремя увидеть едва прикрытые водой камни и прочие опасности, заранее определить возможное поведение других участников движения по воде — все эти задачи решаются непосредственно с применением бинокля.

Поскольку основная функция бинокля на борту яхты — навигационная, значит и выбирать бинокль следует исходя из этой области его применения. Характеристики бинокля обычно указаны непосредственно на его корпусе. Всегда приводятся два основных показателя: кратность увеличения и диаметр объектива. Например: 7×50, где 7 — кратность увеличения, 50 — диаметр объектива(линзы) в мм. Рассмотрим эти и другие параметры несколько подробнее.

Кратность увеличения

Вопреки распространенному мнению о запредельных кратностях увеличения морских биноклей, на самом деле применение на яхте бинокля с кратностью увеличения больше 7 сопряжено с рядом трудностей. Дело в том, что при больших значениях увеличения «картинка» в бинокле начинает «прыгать» из-за движения яхты и волнения моря (качки). Что-либо разглядеть в таких условиях становится весьма затруднительно. Не забывайте, наблюдение ведется как правило «с рук». Даже в идеальных условиях, стоя на твердой, неподвижной поверхности, пульсации крови в вашем организме может вызывать дрожание «картинки» в бинокле с увеличением > 10. Чего уж говорить о качающейся на волнах яхте! Для навигационных целей гораздо важнее светосила и угол обзора, поэтому основное внимание уделяется диаметру объектива.

Диаметр объектива

Этот параметр важен по следующим соображениям: чем больше диаметр линзы, тем больше света она пропускает и как следствие — ярче и детальнее «картинка». Особенно это важно для наблюдения в условиях плохой видимости: сумерки, пасмурная погода и пр. В теории — чем больше размер линз, тем лучше. Однако присутствует весомый минус. Бинокль с большими линзами более громоздкий и тяжелый, а соответственно наблюдение «с рук» затрудняется. Использование штатива для закрепления бинокля на парусной яхте не решает проблему и в целом не эффективно. Поэтому, на практике яхтсмены часто выбирают размер линз не более 50 мм. В том числе, руководствуясь и параметром ниже.

Диаметр выходного зрачка

Значение этого параметра легко определить, даже если по каким-то причинам он не указан в паспорте прибора. Для этого размер линзы делят на кратность, например: бинокль 7х50 будет иметь диаметр выходного зрачка равный примерно 7 мм (50/7=7,14), а у бинокля 10×42 только 4,2 мм. Чем важен этот параметр? Дело в том, что диаметр человеческого зрачка меняется в зависимости от освещенности: в солнечную погоду 2-3мм, в сумерках 6-8мм. Так вот, в условиях плохой видимости, когда человеческий зрачок расширяется и тем самым пропускает больше света, диаметр выходного зрачка бинокля, а значит и диаметр светового потока остается неизменным. В условиях слабой освещенности при малых значениях этого параметра что-либо разглядеть в бинокль становится практически невозможно. Поступающего из бинокля света мало для глаза! Это все равно, что вечером надеть темные солнцезащитные очки. Эффект примерно такой же. Вывод очевиден — чем больше значение этого параметра, тем лучше.

 

Межзрачковое растояние

В кинофильмах, часто видимое в бинокль изображение показывают вот так:

Регулировка бинокля

И это совершенно не соответствует реальности. Для достижения максимально возможного качества «картинки», видимое изображение должно иметь идеальный круг. Достигается это изменением межзрачкового растояния бинокля с помощью шарнира между оптическими трубами. Межзрачковое расстояние бинокля должно соответствовать расстоянию между зрачками ваших глаз. Иначе картинка не сведется воедино.

Межзрачковое расстояние бинокля

 

Качество оптики

Качественный бинкль обязательно должен иметь хорошее просветляющее покрытие всех оптических элементов конструкции, а не только на внешних линзах. Задача просветляющего покрытия состоит в уменьшении количества отраженного света. Так потери света для непросветленной оптической системы будут составлять около 40%, в то время как для оптического прибора с полным многослойным просветлением – всего 2,5% и менее. Это очень важно при наблюдениях в условиях слабой освещенности и пренебрегать этим нельзя!

Посмотрев на объектив бинокля, можно увидеть цвет просветления. Оттенок «хорошего просветления» заметен лишь под определенным углом (при прямом взгляде линза выглядит прозрачной), а вот стекла дешевых биноклей непонятного происхождения часто остаются цветными (чаще красными) под любыми углами зрения.

  • Синее просветление имеет голубовато-фиолетовый оттенок и наиболее часто встречается. Его отличает хорошая устойчивость к стиранию и повреждению.
  • Зеленое просветление, имеющее также оттенки красного и желтого, существенно дороже в производстве, обладает лучшими характеристиками и обеспечивает лучшее качество изображения.
  • Рубиновое просветление имеет характерный красный цвет. Бинокли с подобным просветлением подходят лишь для использования в очень яркий солнечный день. Кроме того, часто из-за рубинового просветления бинокль формирует картинку с неестественной цветопередачей, с преобладанием синих оттенков и тот же красный буй через подобный бинокль может казаться попросту серым.

Красный буй

Еще несколько практических советов как проверить качество и тип оптики бинокля. Глядя на линзы объектива, если Вы отчетливо видите в них свое отражение, то можно с уверенностью сказать что бинокль имеет однослойное просветление и относительно высокий коэффициент отражения. При многослойном просветлении должны быть видны лишь очертания вашего отражения. Если бинокль имеет полное многослойное просветление, то, повернувшись спиной к яркому источнику света, и поймав его отражение на линзах объектива, эти отражения должны быть разноцветными. Если же какое-то из отражений будет белым — значит просветляющее покрытие нанесено не на все оптические поверхности.

 

Дополнительные опции

Очень рекомендуется выбирать бинокль с водонепроницаемым и обрезиненым рифленым корпусом. Наличие специальных защитных крышек на линзах приветствуется. Некоторые влагозащищенные и водонепроницаемые бинокли заполнены азотом. Ищите именно такой! Наличие газа в бинокле исключает запотевание линз при изменениях температуры. Некоторые модели помимо стандартной шакалы определения расстояний имеют дополнительно встроенный компас, что так же приветствуется. Как опция, к биноклю может прилагаться специальный ремешок, который не даст биноклю утонуть в случае падения его за борт.

Что имеем в итоге?
Минимальные, а равно как и обязательные требования к биноклю:

  • Оптика: 7×50 с качественным просветлением (синее или зеленое);
  • Корпус: влагонепроницаемый, заполненный газом, обрезиненный, с рифлениями;
  • Дополнительно: встроеный компас, шкала для определения расстояний;

    И помните: хорошие оптические приборы, а бинокль именно из этой категории, никогда не были дешевыми.

     

    Добавить комментарий:

    Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставлять комментарии.