Классификация парусных яхт

Прежде чем, перейти к классификации яхт есть смысл начать «плясать от печки» и выяснить, а что же такое яхта?

Яхта — это парусное, парусно-моторное или моторное судно различной формы и разных размеров, служащее для спортивных, прогулочных или туристских целей.

Поскольку яхта в своем роде является предметом реализованной человеческой мечты, а люди очень часто мечтают и осуществляют мечты по-разному, то в мире существует и обширное количество разновидностей яхт. При классифиции яхт, в первую очередь их следует разделить их на два идеологически разных лагеря — моторные яхты и парусные яхты. И хотя те и другие в конечном итоге объединены одной стихией, морем, тем не менее, о каждом из этих направлений необходимо говорить отдельно. Здесь мы будем говорить только о парусных (точнее парусно-моторных) яхтах и о том, как их можно условно систематизировать.

Итак, мы можем классифицировать парусные яхты по целому ряду параметров:

  • Назначение — гоночные яхты и круизные (для путешествий)
  • Способность удаляться от берега — прогулочные (прибрежные), крейсерские (океанские)
  • Количество корпусов — одно корпусные, многокорпусные
  • Статус — чартерные (арендованные) или частные
  • Материал корпуса — пластик, дерево, металл, армоцемент
  • Парусное вооружение — бермудский шлюп, йол, кеч, шхуна и т.д.
  • Способ создания выравнивающего момента (для однокорпусных яхт) — килевые, швертботы, компромиссы.

Таким образом, учитывая этот перечень, из всего многообразия яхт всегда можно выбрать себе такую яхту, которая наиболее точно подходит под ваш запрос. Рассмотрим наш классификатор чуть подробнее

1. Назначение

В первую очередь стоит разделить парусные яхты по их основному признаку, ради чего их собственно и строят. По назначению. Поскольку яхты предназначены для двух основных видов развлечений: путешествия и гонки, то и яхты, в первом приближении следует разделить именно так. Яхты для путешествий (или круизные яхты) и спортивные яхты для гонок. Конечно, и на тех и на других можно и путешествовать и гоняться, но мы говорим именно о предназначении, заложенном конструктором.

Круизные яхты имеют прочную, порой более утяжеленную конструкцию и на них установлено все необходимое оборудование, позволяющее экипажу комфортно путешествовать по морю — средства связи и навигации, оборудование для сна, отдыха и полноценного питания, необходимые аварийно-спасательные средства и т.п.

Предназначение гоночных яхт – побеждать в спортивных гонках. Поэтому удобству и комфорту экипажа здесь уделено гораздо меньше внимания. В то время как особое внимание уделяется облегчению веса судна и повышению его максимальной скорости за счет более широких настроек парусов и расширенному диапазону регулировок, что позволяет спортивной яхте максимально использовать силу ветра практически во всех диапазонах.

 

2. Удаленность яхты от берега

По способности яхт удаляться от берега можно разделить яхты на те, которые предназначены для прибрежного плавания и на те, которые могут совершать длительные автономные плавания со значительным удалением от портов. То есть, яхты можно разделить на: прогулочные (прибрежные) яхты и мореходные (крейсерские) яхты.

Кроме того, здесь же существует более детальная классификация по четырем категориям:

  • Категория A (океанские суда) – яхты с автономным обеспечением, предназначенные для продолжительных плаваний при силе ветра более 8 баллов (по бофортовой шкале) и высоте волны более 4 м.
  • Категория B (морские суда) – яхты, предназначенные для морских плаваний при силе ветра не более 8 баллов и высоте волны не более 4 м.
  • Категория C (прибрежные суда) – яхты, предназначенные для плавания в прибрежных водах, больших заливах, дельтах рек, озерах и реках при силе ветра не более 6 баллов и высоте волны не более 2 м.
  • Категория D (суда для плавания в защищенных от волнения водах) – яхты, предназначенные для плавания по небольшим озерам, рекам и каналам при силе ветра не более 4 баллов и высоте волны не более 0,5 м.

 

3. Количество корпусов

Парусная яхта

Так как ширина корпуса судна создает остойчивость, то почему бы не расширить его как можно больше? В своё время конструкторы яхт пытались идти именно таким путем и проектировали широкие корпуса для яхт. Такие корпуса действительно обладали высоким начальным моментом спрямления, но у каждой медали есть и своя оборотная сторона, и такой корпус имел высокое сопротивление трения о воду, а следовательно и плохую мореходность. Идею для решения этого конфликта позаимствовали у аборигенов Полинезии, которые издавна крепили к своим лодкам дополнительные балансиры. Так были созданы многокорпусные яхты: катамараны (два корпуса) и тримараны (три корпуса).

Парусный катамаран

Катамараны имеют два одинаковых узких длинных корпуса, которые разнесены на необходимое расстояние, чтобы обеспечить большую остойчивость. Сопротивление таких корпусов значительно меньше, чем корпуса обычной яхты, и поэтому катамаран на попутных ветрах, как правило, развивает большие скорости, чем килевые яхты. Крейсерские катамараны, на которых успешно совершают и океанские плавания могут иметь весьма высокий и ход, и остойчивость.

Парусный тримаран

Тримараны имеют три корпуса: средний (более широкий, чем у катамаранов, но намного уже, чем у яхт) и два разнесенных и слегка приподнятых боковых, очень узких. Боковые корпуса выполняют роль поплавков, которые обеспечивают яхте остойчивость. При крене тримаран идет на среднем корпусе и одном из боковых. Тримараны получили в свое время большую популярность как крейсерские яхты. Однако в настоящее время наиболее широко используются трейлерные тримараны, то есть такие тримараны, которые можно перевозить на трейлере за легковым автомобилем. Таким образом, по количеству корпусов, парусные яхты делятся на однокорпусные и многокорпусные (катамараны и тримараны).

(Продолжение будет опубиковано в ближайшее время :) )

Добавить комментарий:

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставлять комментарии.